Топ-5 портретов советских деятелей и историческая картина «Александр Невский»
“
Как известно, вероятно, читателю, я много раз в своей жизни обращался к портретному жанру. Первой большой работой моей был портрет Горького, потом я писал своего учителя — прекрасного Михаила Васильевича Нестерова, потом — Леонидова, Алексея Толстого, академика Зелинского, Сергея Коненкова и Мартироса Сарьяна… Всякий раз это была Москва.
Павел Корин
Однажды писатель Максим Горький подсел к Павлу Корину и сказал: «Знаете что, напишите-ка с меня портрет». Художник ответил, что еще ни разу не писал портрет, поэтому боится пустой траты времени. В итоге согласился. Михаил Нестеров — художник и учитель Павла Дмитриевича — сказал, что коринский портрет Горького — лучший среди всех написанных. Так началась судьба Павла Корина как живописца современников: ученых, писателей, героев войны, артистов. «Коринский» стиль в портретном жанре — это не документальное повествование, а передача характера человека.
Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые — в запасниках музея. Мы выбрали пять портретов, герои которых знакомы каждому из нас. А историю их создания рассказывает сам Павел Корин.
1
Портрет А.М. Горького, 1932
Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова — русского писателя, прозаика, драматурга
Горького писали многие художники. Очень хорош его портрет, написанный Валентином Серовым. Там Горький — романтик. У меня — совсем другое. Я хотел написать автора «Матери» и «Клима Самгина»… <…>
Как-то подсел ко мне Алексей Максимович и говорит: «Знаете что, напишите-ка с меня портрет». Я отвечаю: «Алексей Максимович, я портретов не писал, боюсь, отниму у вас дорогое время, замучаю вас, и ничего из этого не выйдет». Он говорит: «Ничего, попробуйте, вы вернетесь домой с портретом Горького. <…> Я согласился. Стал наблюдать Алексея Максимовича, вечерами делал с него зарисовки, ходил с ним гулять. И на этих прогулках я увидел Горького. Он шел, опираясь на палку, сутулясь, его угловатые плечи высоко поднимались, над высоким лбом дыбились седеющие волосы; он шел, глубоко задумавшись. <…>
Когда я работал — волновался, но старался не показывать виду, что я весь был в смятении. Все это перегорало внутри меня, у меня пересыхало горло, и я худел. Алексей Максимович говорил мне после окончания сеанса: «Павел Дмитриевич, у вас глаза провалились». Написал я голову в четыре сеанса, сеансы были по полтора, по два часа. Попросил я Алексея Максимовича поглядеть. Ему понравилось…
“
Картина — это поэма, а портрет — это сонет… Портрет должен нести в себе высокое духовное начало… Только поняв самую суть души человека, какова она есть в своем лучшем проявлении, можно подходить к холсту… Творить — значит дерзать!
Павел Корин. Воспоминания И.А. Кабановой
2
Портрет М.В. Нестерова, 1939
Михаил Васильевич Нестеров — русский и советский художник, мастер историко-религиозного и портретного жанров
Я не Нестеров. Я ученик Нестерова и горжусь этим. Но у меня не все от Нестерова. Может быть, процентов на пятьдесят от него, ну а остальное — свое. Сам Нестеров говорил мне: «Я тенор, а вы, Павел Дмитриевич, — бас».
Вот здесь портрет моего учителя, великого русского художника, который говорил мне — юноше: «Искусство есть подвиг». Я знал Михаила Васильевича Нестерова на протяжении более трех десятилетий, с первых дней знакомства, весной 1911 года, меня поразил этот человек. Поразил своим высоким, открытым, благородным взглядом на искусство, своей энергией и волей, своей горделивой независимостью.
Мне, тогда еще 19-летнему юноше иконописцу, М. Нестеров говорил: «Вам в силу обстоятельств не пришлось получить образование, так старайтесь его получить. Художник должен быть образован разносторонне». Между прочим, когда я сказал Михаилу Васильевичу, что хочу писать его в профиль, он заявил, что так писать мне себя не разрешит. Я не настаивал, но однажды, когда он с кем-то разговаривал, минут за двадцать пять — тридцать набросал его в профиль. Показал.
— Вот так и пишите!
“
Для меня самым трудным было преодолеть традиции иконописи в светской живописи. Обдирая кожу, вылезал я из иконописи. Потом — мастерские Нестерова, Коровина, Малютина — появилась уверенность в своих силах, работал не щадя себя…
Павел Корин. Воспоминания И.А. Кабановой
3
Портрет маршала Г.К. Жукова, 1945
Георгий Константинович Жуков — советский полководец, маршал Советского Союза
В портрете Георгия Константиновича Жукова я хотел отразить и несгибаемую волю нашего народа, и торжество победы.
В 1945 году Корин пишет портрет маршала Г. К. Жукова в Бабесльберге — резиденции главнокомандующего. На условие Георгия Константиновича — позировать не более двух-трех сеансов — Павел Дмитриевич возражал: «Мне нужно около двадцати сеансов по полтора часа. Я отношусь к своему делу очень серьезно, так же как и вы к своему».
Утром 16 октября Корин в форме капитана Советской Армии вылетел в Берлин, а через день в Бабельсберге состоялся первый сеанс. Приходилось писать только урывками (неожиданно Жуков выезжал по делам). Павел Дмитриевич провел там три месяца. Он записал в своей книжке: «Показал портрет маршалу Жукову, и портрет ему понравился. Маршал сказал: «Лицо полевое». Я переспросил, почему полевое? Он ответил: «Такое бывает на поле боя».
“
А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека.
В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина
4
Портрет художников Кукрыниксов, 1957-1958
Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) — творческий коллектив советских художников-сатириков: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова
«Павел Дмитриевич посмотрел пачку наших плакатов «Окна ТАСС» и отобрал то, что его устраивало. Надо сказать, что он с самого начала задумал наш портрет на фоне сатирических плакатов военного времени. — Ведь вы, — сказал он нам, — в первую очередь художники сатиры. Такими я и хочу вас показать»
В 1956 году я задумал написать портрет моих друзей, прекрасных художников — М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова — и объединить их во всемирно известном художнике, художнике мощной политической сатиры «Кукрыниксы». Их сатира-плакаты во время Великой Отечественной войны разили врага не хуже наших «Катюш», и по сие время они в политической сатире стоят на передовой линии. Писал я этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет. Были сеансы, когда они позировали мне все три и по одиночке. Сеансы длились по два часа, по три а иногда и больше. <…> Портрет был трудный: мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы», при этом избежать намека на шарж, в портрете он недопустим. Много труда положил я на этот портрет, много, много труда.
Стоило большого труда связать воедино три различных характера, выявить и сохранить индивидуальное своеобразие каждого из этих замечательных людей. Помимо этой главной задачи, было много и других сложностей. Трудность, о которой я и не подозревал, заключалась, между прочим, в том, чтобы скомпоновать три пары ног в некоем характерном для каждой из моделей положении. Долго дело не ладилось. К счастью, во время одного из сеансов Соколов зацепился ногой за ножку стула, и тогда работа пошла.
“
Да, портрет не натюрморт, в нем должна быть известная духовная осанка, которая организует все остальное, и, если хотите, должна быть известная трагедийность.
Павел Корин. Письмо П.Я. Павлинову, 14 февраля 1959 г.
5
Портрет В.И. Качалова, 1940
Василий Иванович Качалов — один из ведущих актёров Московского Художественного театра. Его щенку Джиму Сергей Есенин посвятил стихотворение «Собаке Качалова»
Ходил по комнате, декламировал. Пробовал лицо писать, усадив. Засыпал.
Приехал к нему. Он вышел навстречу в пижаме, с помятым лицом (отдыхал). «Здравствуйте, Павел Дмитриевич! Ну, что я должен делать?» «Нет, такой вы мне не нужны. Мне бы хотелось писать вас таким, каким вы читаете от автора в «Воскресении». «Хорошо». Ушел за ширму. Послышался звук каких-то склянок. Через некоторое время вышел в полной форме.
“
Москва была и в торжественной таинственной синеве затихшего зала Художественного театра, в который мысленно глядел Василий Иванович Качалов, когда я работал над его портретом... Эта Москва — светоч культуры и искусства.
Павел Корин. В высокой тишине Москвы.
6
Павел Корин редко писал не с натуры. Одна из таких работ — картина «Александр Невский». Правильно называть ее не портретом, а исторической композицией: жанр исторического триптиха с его особыми задачами, выразительными средствами и смысловым наполнением занимал важное место в творческой биографии художника. Но так как облик великого князя знаком нам во многом благодаря работе Павла Корина, мы решили рассказать об этой картине в данном разделе.
Исторический триптих «Александр Невский», 1943
Александр Ярославич Невский — князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви
Меня иногда спрашивают, почему я заковал в стальные латы своего Александра Невского. Конечно, я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки. Но такой не вышиб бы Биргера из седла.
Летом 1942 года Комитет по делам искусств предложил Павлу Корину написать историческую композицию «Александр Невский» — тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Корин ответил: «Без натуры не пишу». Но образ князя-героя, защитника Русской земли, прославленного Невской битвой и Ледовым побоищем, захватил воображение художника.
Сначала (за три недели!) создавалась центральная часть. Предметы снаряжения Александра Невского — кольчугу, латы и шлем — Павел Корин писал в Историческом музее, где советовался со специалистами.
Для боковых картин триптиха позировали натурщики. Левая часть — композиция «Северная баллада», героями которой стали воин-богатырь и русская женщина. В правой части триптиха Корин обыграл былинный мотив, поэтому и ее название звучит незамысловато – «Старинный сказ».
В феврале 1944 года при въезде в освобожденный от гитлеровцев, разрушенный Великий Новгород была установлена огромная копия коринского произведения. Решительный и хладнокровный князь Невский будто вновь говорил: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!».
А сегодня баннер с репродукцией «Александра Невского» установлен на эскалаторе станции метро «Парк культуры» в рамках образовательного проекта «Интенсив ХХ».
Список использованной литературы:
Павел Корин. Мои встречи с Горьким. // «Максим Горький в воспоминаниях современников», 1955.
Павел Корин. Искусство есть подвиг. // Журнал «Творчество», 1962 №6, с.16-17.
Л.С.Зингер. Из бесед с П.Д.Кориным.
П.Т. Корина. Воспоминания о Павле Дмитриевиче.
Кукрыниксы. Втроем. // «Cовесткий художник»
Павел Корин. Письмо Н.Л. Дружининой, 24 февраля 1959 г.
В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитривича Корина
Павел Корин. Воспоминания И.А. Кабановой
Павел Корин. В высокой тишине Москвы. // «Московский художник», 6 января 1966 г.